Проблема добра и зла в украинской и русской литературе



                      




Проблема добра и зла в украинской и русской литературе

                                                                                               






                                                                                 Учитель русского, украинского языка и зарубежной литературы
Сычева С.А.



Слово сказка известна с XVII века. До этого времени употребляли термин "байка" или "басень", от слова " бать", " рассказывать". Впервые это слово было употреблено в грамоте воеводы Всеволодского, где осуждались люди, которые " сказки сказывают небывалые". Но ученые полагают, что в народе слово "сказка" употреблялось и раньше. Талантливые сказочники в народе были всегда, но о большинстве их них не осталось никаких сведений. Однако, уже в 19 веке появились люди, которые поставили своей целью собрать и систематизировать устное народное творчество.
Ярким собирателем был А.Н.Афанасьев. С 1857 -1862 годы им создаются уже сборники русских народных сказок. Одними из первых публикации украинских народных сказок осуществили И.Срезневский, Н.Костомаров, И.Головацкий (1829-1847). Такие писатели, как М. Максимович, П. Кулиш, Д. Мордовцев, К. Шейковский, М. Драгоманов, И. Манжура, И. Никлович, В. Шухевич и другие уже в первой половине ХІХ в. начали записывать, публиковать, анализировать и исследовать украинские сказки.
В советский период начали выходить сборники, представляя репертуар одного исполнителя. До нас дошли такие имена: А.Н. Барышниковой (Куприяниха), М.М. Коргуева ( рыбака из Астраханского края), Е.И. Сороковикова ( сибирского охотника) и др.
В словаре В.И. Даля сказка определяется как "вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание". Там же приводится несколько пословиц и поговорок, связанных с этим жанром фольклора: Либо дело делать, либо сказки сказывать. Сказка складка, а песня быль. Сказка складом, песня ладом красна. Ни в сказке сказать, ни пером описать. Не дочитав сказки, не кидай указки. Сказка от начала начинается, до конца читается, а в серёдке не перебивается. Уже из этих пословицах  ясно: сказка — вымысел, произведение народной фантазии — "складное", яркое, интересное произведение, имеющее определённую целостность и особый смысл.
Народная сказка – это сокровище народной мудрости. Её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность ("сказка ложь, да в ней намек"). Народная сказка - один из самых популярных и любимых жанров фольклора, потому что в ней не только занимательный сюжет, не только удивительные герои, а потому, что в сказке присутствует ощущение истинной поэзии, которая открывает читателю мир человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к народной культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку.
Мир   сказок  удивителен.  Только  в  сказках  на  каждом  шагу  -  чудеса  и  волшебство,  там   можно  встретить  принцессу,  говорящих  зверей  и  даже  самую  настоящую  Бабу Ягу, Видьму.  Сказки  входят  в  жизнь  человека  в  раннем  детстве  и  остаются  с  ним  на  всю  жизнь.
Чтобы  попасть  в  сказочный  мир,  нужно  богатое  воображение,  а  сказки  как  раз  и развивают нашу фантазию. Без неё не представишь  ни волшебную  жар – птицу,  ни  многоголового  Змея – Горыныча,  ни  Бабу Ягу,  что  летает  в  ступе,  ни  смелого  и  доброго  Ивана – царевича, силача Котигорошка.
В  сказке  всегда  происходит  борьба  добра  со  злом.  Хорошие  сказочные  герои  обязательно  выходят  победителями,  какие  бы  препятствия   им  не  приходилось  преодолевать.  И  хотя  сказки  рассказывают  о  необычных  событиях,  но  всё  равно  в  каждой   выдумке  есть  что – то  от  настоящей  жизни.
Каждый народ создал много замечательных и интересных сказок. В них отображена жизнь народа, его мечты и ожидания лучшей судьбы, и борьба с угнетателями. Еще из седой давности народ придумывал и устно передал потомкам замечательные фантастические мечты о добре, правде и всечеловеческом счастье. Темой, которая объединяет все народные сказки в отдельный жанр, является утверждение человека как личности, его борьба против сил, которые мешают его счастью. Выразителями, носителями этой основной темы являются сказочные персонажи, которые по народным представлениям делятся на добрых и злых. Злотворцы - это те, которые делают людям зло, лишают их духовных и материальных благ, удручают или покушаются на их жизнь. Это Змей, лев, мачеха, бабья дочь, разбойник, богатый брат, господин… Образы злотворцев бывают аллегорическими (в сказках о животных) , реалистическими (в бытовых сказках) и фантастическими (в сказках волшебных) .
Особую категорию представляют те, кто творит добро. Это богатыри и помощники главного героя: женихи, невесты, волшебники, пророки, домашние и дикие звери, птицы, рыбы, муравьи, то есть те образы, которые сформировались под влиянием фантазии. Характерным проявлением народного представления о роли личности в обществе являются образы героев-богатырей - поборников добра, свободы, справедливости. Это представители простых трудовых слоев - Котигорошко, Кирилл Кожемяка, Иван - мужицкий сын, Чабанец и прочие.

Герой-богатырь всегда защищал социальные интересы людей, как, например, Кирилл Кожемяка, который не откликается на просьбу царя «победить» змея, пока не пришли к нему маленькие дети. Поняв, что будет защищать не царя, а детей, Кирилл Кожемяка не вытерпел, заплакал да и говорит: «Ну, это же для вас я сделаю» . Часто помощниками героев-богатырей является богатырский конь, которым скачет «выше леса стоящего, ниже облака ходячего» , или люди, наделенные сверхъестественными силами и способностями, как Вернигора, Вырвидуб и прочие.
 Врагами героев выступают змей-людоед, «баба-яга, костяная нога» , Видьма, Черт, одноглазые людоеды, колдуны, злые духи, которые делают людям зло и приносят несчастья. Итак, главным эстетичным принципом народной сказки является борьба добра со злом, утверждение правды, справедливости, наказание за несправедливость.
В  современном  мире  проблема  добра  и  зла  очень  актуальна.  В  нашей  жизни  не  хватает  доброты  и  бескорыстия.  Этому  есть  множество  примеров:  брошенные  собаки  и  кошки  на  улицах  городов  и  посёлков,  преступления  людей,  войны.  А  ведь  люди  должны  быть  людьми:  делать  добро  для  других,   беречь  животных  и  нашу  планету,  помогать  всем.
Читая украинские и русские  народные  сказки, понятно,  что  народ  уже  в  глубокой  древности  размышлял  об  этой  проблеме  и  создавал  вымышленные  истории  со  счастливым  концом  и  обязательной  победе  добра  над  злом.  В  своей   работе  я  решила  рассмотреть  вопрос  о  добре  и  зле,  обратившись  к украинским и  русским  народным  сказкам,  ведь  с  ними  связаны  наши  первые  представления  о  справедливости,  о  том,  что  добро  обязательно  побеждает зло.                         
                                Сказка  и  сказочные  герои
                                Толкование  слова  «сказка»             
 Сказка -  один   из  видов  устного  народного  творчества.
«Сказка  –  повествовательное,  народно - поэтическое  произведение  о вымышленных   лицах   и   событиях,  преимущественно  с  участием  волшебных,  фантастических  сил», -  читаем   мы  в  Толковом   словаре  русского   языка   С.И.Ожегова.                                                                                
                                                                                                                                         
Само  название  «Сказка»  возникло  далеко  не сразу. На территории Киевской  Руси  появились  произведения,  которые   рассказывались   для 
развлечения,   они   назывались   байками   (от  слова   «баить»   -  говорить).
А   сказками   назывались   документы,   в  которых   сообщались   различные  сведения   о   количестве   и   составе   населения.
Впервые   термин   «сказка»   в   современном   значении   был   употреблён  в   1649 году.   Очень  быстро его  значение  перешло  только на волшебные,
 сказки, в  основе  сюжета  которых  были   фантастические  приключения или  подвиги главного героя.

Важнейшие идеи, основная проблематика, сюжетные стержни и – главное – расстановка сил, осуществляющих добро и зло, по сути, едины в сказках разных народов. В этом смысле любая сказка не знает границ, она для всего человечества.

Существует  классификация видов сказок. Так, при проблемно-тематическом подходе выделяются сказки, посвященные животным, сказки о необычных и сверхъестественных событиях, приключенческие сказки, социально-бытовые, сказки-анекдоты, сказки-перевертыши и другие.

В  волшебных  сказках  светлому  миру  положительных  героев  и  их  помощников  противостоят  враждебные  им  тёмные  силы  сказочного  царства,   именно  эти  образы  являются  представлением  народа  о  зле  и  коварстве.  Но  особенно  ярко  выражалась  в  волшебных  сказках  любовь  народа  к  родине,  мечта  о  стране,  где  побеждены  зло  и  несправедливость и где  царит  мирная  жизнь.

Сказки волшебного типа включают в себя волшебные, приключенческие, героические. В основе таких сказок лежит чудесный мир. Чудесный мир – это предметный, фантастический, неограниченный мир. Благодаря неограниченной фантастике и чудесному принципу организации материала в сказках с чудесным миром возможного "превращения", поражающие своей скоростью (дети растут не по дням, а по часам, с каждым днем все сильнее или краше становятся). Не только скорость процесса ирреальна, но и сам его характер (из сказки "Снегурочка, Котигорошко". "Обращение" в сказках чудесного типа, как правило, происходят с помощью волшебных существ или предметов.

В основном волшебные сказки древнее других, они несут следы первичного знакомства человека с миром, окружающим его.
В народных сказках часто встречаются  повторяющиеся определения: добрый конь; серый волк; красная девица; добрый молодец, Иванко, а также сочетания слов: пир на весь мир; идти куда глаза глядят; буйну голову повесил; ни в сказке сказать, ни пером описать; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; долго ли, коротко ли…

Языку сказок свойственно употребление имен существительных и имен прилагательных с различными суффиксами, которые придают им уменьшительно – ласкательное значение: маленький, братец, петушок, солнышко…Все это делает изложение плавным, напевным, эмоциональным. Этой же цели служат и различные усилительно-выделительные частицы: то, вот, что за, ка…( Вот чудо-то! Пойду-ка я направо. Что за чудо!)

Издавна сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплеталась в них с реальностью. Живя в нужде, люди мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, о скатерти-самобранке. И всегда в сказках торжествовала справедливость, а добро побеждало зло. Не случайно А. С. Пушкин писал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»
Источник: http://skazki.smeha.net/russkie/info.html
                                
                                       Сказочные  герои

Все  герои  русских  народных  сказок  делятся  на  два  типа:
главными  героями  наших  сказок  являются  сильные,                     
находчивые,    добрые  и  благородные  герои:  Иван – царевич, 
Елена  Прекрасная,  Елена  Премудрая;  кроме  добрых  героев,  в  сказках  всегда  присутствуют  и  злые:                                                               
Баба Яга,  Кащей  Бессмертный,  Змий  Горыныч,  Леший,  Кикиморы, Мачеха, Черт.      
                                                                                                                                                                                                                        
                                                  Иван – царевич                                
                                        Кто  такой  Иван – царевич?

В  устном  народном  творчестве   Иван -  царевич  –  один  из  самых  известных  героев  народных  сказок. 
Каково  же происхождение  имени  Иван?
Самое  распространѐнное  мужское  имя  на  Руси  –  Иван.
О  происхождении  этого  имени  рассказывает   Лев Успенский: «Тысячелетия назад  среди   малоазиатских  иудеев  было  распространено  имя Иехоханан,  что  означало  «милость  божия»,  «дар  бога».  Когда  широкое распространение  получило  христианство,  то  вместе  с  ним  пришли  к  народам  имена  «святых  людей».  Пришло  оно  и  на  Русь,  и  в  русском языке  стало  звучать  «Иван».

Как  сказочный  персонаж  он  появился  в  конце XVIII  –  начале  XIX   века.   Иван – царевич  выступает   в  сказках  как положительный    герой,  который борется  со злом,  помогает   обиженным или   слабым.  Этот  сказочный  герой  всегда  изображался  народом  умным  и  смелым,  добрым  и  отзывчивым,  потому  ему и  приходят   на  помощь  силы  природы,  чтобы  помочь  справиться  с  трудностями.

Очень  часто  в  начале  сказки  Иванко  беден,  потерян  родителями,   преследуется  врагами,  не  знает  о  своём  царском  происхождении.   В  таких  сказках  как  награду   за  героическое  поведение  и  добрые   дела  Иван – царевич  получает   назад  своё  царство,  трон  или находит своих  родителей.   Это настоящий сказочный герой.

Действительно,   в сказке   Иванко  всегда   изображается   как молодой,   красивый,   деятельный   и   отважный   герой.                                                            
                                                                                                                                       
                                  Баба  Яга                                             

                         Кто  такая  Баба  Яга?

     
Очень  часто  в  народных  сказках  присутствует  такой  персонаж,  как  Баба Яга.   Она  хорошо   известна всем  с  самого  детства.  Но  многие  ли  из  нас  задумывались  над  тем,  кто  она  такая,  что  означает  её  имя? 

Чтобы  узнать  значение  имени  Бабы  Яги,  я  обратился  к  энциклопедии  и  толковому  словарю.  Итак,  Баба  – первая  часть   имени  говорит  о  её  возрасте,  о том,  что  она  старая  женщина,  ведь  наши  русские  слова  «баба»,  «бабушка»  обозначают  людей  старшего  возраста.
Современный  толковый  словарь  Ефремовой  даёт  два  толкования  второй  части  имени: 
1). Яга – это  злая  старуха  колдунья  как  персонаж  народной  сказки.
2).  Яга  - шуба  мехом  наружу.
  
А  в  «Толковом  словаре  живого  великорусского  языка»  Владимира   Даля  сказано,  что «Яга  -  шуба  шерстью  наружу  из  жеребячьих  шкур».  А  слово   «яга»  произошло  от  древнего  русского  слова  «ягать»,  что  означает  «ругаться»,   «кричать».  Получается,  что  Баба  Яга  - это  пожилая  женщина,  которая  носит  шубу  мехом  наружу  и  ругается,  громко  кричит.

В  энциклопедии  «Мифы  народов  мира»  сказано,  что  «Баба  Яга  -  это  лесная  старуха – волшебница,  живёт  в  лесу   в  избушке  на  курьих  ножках,  пожирает  людей,  забор  вокруг  избы -   из  человеческих  костей,  на  заборе – черепа»,   у  Бабы  Яги   костяная  нога,  нос  крючком,  горб  на  спине.  Вот  такой  образ  Бабы  Яги  мы  знаем  с  раннего  детства.                                                      
                                             Заключение

Итак,  работая  по  теме  исследования,  я  ещё  раз  рассмотрела  вопрос  о  добре  и  зле в народных сказках,  изучила  образы  Ивана – царевича, Иванка,  Бабы  Яги,  анализировала  их  поступки, убедилась  в  том,  что  они  действительно  являются  яркими  представителями  добра  и  зла  в  народных  сказках.  Ведь  добро  и  зло  в  сказках  играет  очень  важную  роль,  потому  что  помогает  нам  уже  с  ранних  лет  понимать, что  добро – это  хорошо,  а  зло – это  плохо.  Поэтому  можно  сделать  вывод:  сказки  учат  доброте,  отличать  хорошее  от  плохого,  терпению,  трудолюбию,  смелости,  верить  в  свои  силы,  преодолевать  трудности,  бороться  со  злом,  защищать  слабых.  В  сказке  всегда  хороший  конец:  побеждает  тот,  кто  любит  свой  народ,  уважает  старших,  родителей.                
И закончить  свою  работу  хочется  следующей  пословицей: « Хоть  зло  сильно -   всему  вредит,   добро  на  свете  победит!»

А.С. Пушкин писал: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!» Сказки рассказывались чаще всего для детей. Взрослые тоже с удовольствием слушали сказителей. Но именно дети впитывали в себя те уроки, которые заложены народом в сказки. Ведь в них добро всегда побеждает зло. Добро всегда получает награду за свои поступки.

Как же изображал народ эти два понятия: добро и зло? Все герои сказки строго подразделяются на положительных и отрицательных. Положительные герои: Иванушка-дурачок, Иван-царевич, Иван-крестьянский сын, Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Марья Моревна и другие – всегда наделены прежде всего внешней красотой, которая порой скрыта в начале сказки. Таков Иванушка-дурачок. Все смеются над этим героем, старшие братья открыто издеваются. Но Иванушка-дурачок лучше братьев справляется с поручением отца, потому что у него есть ответственность за порученное дело. Он наблюдателен, наделен смекалкой и храбростью. И поэтому в награду получает прекрасную царевну и полцарства в придачу.


Иван-царевич также изображался народом умным и смелым, добрым и отзывчивым. Потому и приходят к нему на помощь силы природы, позволяя справиться с трудными задачами, возникшими на его пути. Женские образы в сказках наделены невероятной красотой, что «ни в сказке сказать, ни пером описать». Они мудры и трудолюбивы, заботливы и добры. Поэтому к ним на выручку всегда приходят умные, смелые и прекрасные герои.

А вот зло в сказках всегда изображается страшным, безобразным. Оно сначала обладает невероятной силой. Но смелость и ум героев помогают победить его в неравной борьбе. Кащей Бессмертный, Баба Яга, Змий Горыныч, Черт – чаще всего именно эти герои являются воплощением зла. Хотя иногда Баба Яга оказывается помощницей главного героя.

Слушая сказки, ребенок сразу же решал для себя, на какого героя он будет похож, стремился подражать добрым героям. Так народ с детства вкладывал в ребенка понятия добра и зла, что хорошо, а что плохо.
В действиях и поступках сказочных героев противопоставляется трудолюбие – ленивости, добро – злу, храбрость – трусости. Симпатии детей всегда привлекают те, кому свойственны: отзывчивость, любовь к труду, смелость. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.

Искусством рассказывания сказки должен владеть каждый воспитатель и учитель,  очень важно передать своеобразие жанра сказки.
Современному ребенку мало прочитать сказку, раскрасить изображения ее героев, поговорить о сюжете. С ребенком третьего тысячелетия необходимо осмысливать сказки, вместе искать и находить скрытые значения и жизненные уроки. И в этом случае сказки никогда не уведут ребенка в реальность. Наоборот, помогут ему в реальной жизни стать активным созидателем. Когда начинаешь разгадывать сказочные уроки, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. В сказке можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки, ребенок накапливает в бессознательном некий символический "банк жизненных ситуаций". Этот "банк" может быть активизирован в случае необходимости, а не будет ситуации – так и останется в пассиве. И если с ребенком размышлять над каждой прочитанной сказкой, то знания, зашифрованные в них, будут находиться не в пассиве, а в активе, не в подсознании, а в сознании. Тем самым удастся подготовить ребенка к жизни, сформировать важнейшие ценности.




          Список  используемых  источников:

1.     Книга «Русские  народные  сказки»
2.     Толковый  словарь  С.И.Ожегова.
3.     Энциклопедия «Мифы народов мира».
4.     Ресурсы Интернета.
5.     М. Драгоманов Малоросійські перекази й оповідання” 1876 р.
6.     http://www.planeta.co.ua/other/features_of_folk_tales.php Особенности украинской народной сказки.

7.     https://styler.rbc.ua/rus/zhizn/betmen-protiv-kozhemyaki-pochemu-ukrainskie-1463744750.html

Комментарии